Поиск

Реклама


Хромирование цилиндров двигателей внутреннего сгорания.
Увеличение износостойкости трущейся пары цилиндр — поршневые кольца осуществляется применением пористых хромовых покрытий. Как указывалось, пористый хром применяется для тяжелонагруженных деталей машин, работающих при высоких давлениях, повышенных температурах и недостаточно хорошей смазке. Гладкие хромовые покрытия в таких условиях, характерных для нормальной работы цилиндров и поршневых колец двигателей, недостаточно стойки. Практикой установлено, что зеркало цилиндра двигателя, покрытое гладким хромом, после 3—5 ч испытания на стенде оказывалось разрушенным.

Вследствие недостатка смазки происходит сильное местное разогревание и выкрашивание частичек хрома, влекущее за собой появление на зеркале цилиндра глубоких царапин. При пористом хромировании эти недостатки исключаются.

Увеличение срока службы цилиндра обычно достигается двумя путями. Первый состоит в пористом хромировании внутренней поверхности цилиндра, работающего в паре с чугунными поршневыми кольцами. При этом многократное увеличение общего срока службы цилиндра возможно за счет проведения повторного хромирования цилиндра. Второй путь заключается в пористом хромировании поршневых колец, которые, работая в паре с нехромированным цилиндром, способствуют уменьшению его износа. Износостойкость детали, покрытой пористым хромом, возрастает в три — пять раз, срок службы сопряженно работающей детали увеличивается примерно в полтора — два раза. Выбор того или иного пути зависит от производственных возможностей.

В практике пористого хромирования шлифование хромируемой поверхности производится перед анодным травлением. После создания сетки каналов пористого хрома, при необходимости, производится приработка хромированной поверхности в масле (например, при беспритирочном пористом хромировании поршневых колец).

Применение для сглаживания пористого хрома хонингования или притирки абразивными порошками не допускается. При такой обработке сошлифовывается значительная часть пористого слоя покрытия, а частички абразива внедряются в каналы пористого хрома. В этом случае рекомендуется хромирование производить на реверсивном токе или после хромирования производить шлифование хрома до нанесения сетки пор.
 
При подготовке к хромированию имеющиеся на цилиндрах окна и смазочные отверстия необходимо заделать свинцом. Эту операцию следует выполнять так, чтобы свинец выступал над хромируемой поверхностью примерно на 0,5 мм. При этом выступающая часть свинца несколько экранирует края отверстия, и хром на них осаждается значительно меньшим слоем. Если заделку отверстия произвести заподлицо с поверхностью детали, то хром отложится па острых краях отверстия, и вследствие этого при работе цилиндра возможно его скалывание.

Анодное активирование цилиндров перед их покрытием осуществляется в хромовом электролите при следующих условиях: для чугунных цилиндров — iа = 25 А/дм2; T=10÷30 с; для стальных цилиндров — iа = 30÷35 А/дм2; T = 45÷60 с.

Режим электролиза: при хромировании — (ik = 45÷60 А/дм2 t = 58÷60°С; при анодном травлении — ta = 40÷50 А/дм2, количество электричества 350 А мин, t = 58÷60°С.

Хромированный, промытый и высушенный цилиндр (перед шлифованием) подвергается термообработке с целью обезводороживания. Термообработка осуществляется в сушильном шкафу при 150—180°С в течение 1,5 ч. По другой технологической схеме, по которой анодное травление осуществляется непосредственно после осаждения хрома, производят размерное хромирование. При назначении толщины слоя хрома припуск должен предусматриваться лишь на анодное травление 0,03—0,04 мм.

При ремонте цилиндров двигателей иногда применяют механический способ повышения маслоемкости покрытия. Для этого на зеркало цилиндра специальным накаточным приспособлением наносятся углубления до 0,25-0,35 мм.

Восстановление изношенных гильз целесообразно выполнять без вампы на специальной установке для возвратно-струйного хромирования. Номинальная производительность этой установки по данным при наращивании слоя 0,25 мм составляет 30 шт. в смену. В некоторых случаях износ цилиндров двигателей носит местный характер. Изнашивается главным образом головная часть. В этом случае хромирование целесообразно производить только по изношенной поверхности. После хромирования производится шлифование всей внутренней поверхности гильзы, что позволяет выровнять переход между хромированной и нехромированной частями цилиндра.

Местное хромирование цилиндров двигателей осуществляется по приведенной схеме технологического процесса хромирования. Исключение составляет операция шлифования перед хромированием, которая заменяется зачисткой поверхности наждачным полотном или местным шлифованием.